Сяка-Нёрай.
Япония. VIII в. Сухой лак. Высота 44,9 см.
|
Сяка-Нёрай.
Япония. VIII в.
|
Время создания этой скульптуры - эпоха Нара (645-749), первый период высокого расцвета японской пластики. В искусстве того времени, служившем исключительно целям культа, скульптура играла господствующую роль. Японская буддийская пластика развивалась под влиянием китайского искусства эпохи Тан. Из Китая были заимствованы и технические приемы. В VIII веке в скульптуре, наряду с бронзой и деревом, на короткое время появляются и такие материалы, как глина и лак. Техника сухого лака достигла художественного совершенства именно в Японии. Сущность ее состоит в том, что пропитанные лаком полоски полотна слоями впрессовывали в глиняную форму, после просыхания наиболее тонкие детали поверхности скульптуры формировали наложением снаружи последующих слоев лака, затем шлифовали, раскрашивали или золотили. Скульптура внутри полая. К этому кругу памятников японской пластики принадлежит и репродуцируемая скульптура будды Шакьямуни (Сяка-Нёрай). Будда изображен сидящим со скрещенными ногами, погруженным в раздумье, жест его руки выражает отстранение страха и милосердие. У него тонко очерченные черты лица, глаза полуприкрыты, волосы волнистые. Пропорции тела и прическа скорее характерны для бодхисатв.
|