ДЖОРДЖОНЕ (ДЖОРДЖО ДА КАСТЕЛЬФРАНКО) (ок.
1477-1510), венецианская школа
ПОРТРЕТ АНТОНИО БРОККАРДО (?) Инв. номер 94. Холст,
масло, 72,5 х 54 см. В середине на парапете в венечном
обрамлении тройная женская голова, по сторонам
другие символы - шляпа (с буквой V) и табличка с
эмблемой. Над символами полустертая
надпись: ANTONIVS BROKARDVUS
MAR... Получен в дар от Яноша Ласло Пиркера в 1836
году (как произведение Оразио Вечелли). Выставлялся
в 1930 году на выставке итальянского искусства в лондонской Королевской
Академии и в 1935 году в парижском Пти
Пале.
|
В жизни и творчестве
Джорджоне для нас по сей день остается множество загадок, нерешенных
вопросов. До сих пор не удалось точно восстановить путь художественного
развития, определить объем творчества этого одного из величайших мастеров
итальянского Ренессанса. К числу приписываемых Джорджоне и вызывающих
много споров произведений относится и знаменитый будапештский портрет, так
называемый портрет Антонио Броккардо, изображающий по пояс юношу с
устремленным в сторону грустно-мечтательным взглядом, в черной, чуть
приоткрытой у шеи одежде. Правый локоть юноши покоится на парапете, а
кисть руки красноречиво поднята к груди. Фоном служит темная стена, с левой
стороны картины - потемневший и сегодня почти не различимый простым
глазом оконный проем с пейзажем. На переднем плане, на парапете видны
различные символы, эмблемы: тройная женская голова, крохотная шляпа с
буквой V и табличка. Плохое состояние картины чрезвычайно затрудняет
правильную оценку, надежную атрибуцию; следы от перекрашиваний, истертые
пятна на фоне, на лице и шее существенно влияли на мнение экспертов.
Проблема усугубляется еще и тем, что при освещении портрета рентгеновскими
лучами были выявлены предпринятые еще в ходе его написания изменения:
например, первоначально направление взгляда было другое - он был устремлен
вверх. Мнения специалистов сходятся в том, что
картина, несмотря на ее плохое состояние, является выдающимся произведением
искусства, время возникновения которого можно определить довольно точно.
Одежда, замкнуто собранные длинные волосы - так называемая сассера
(прическа пажа), бритое лицо - все это свидетельствует о том, что портрет
написан в первое десятилетие XVI века; для этого же времени характерна и композиция: поясное изображение фигуры, расположенной в сравнительно узком
пространстве между парапетом и стеной, диагональный оконный проем с
пейзажем. Раньше портрет приписывался Беллини, однако в противоположность
ранним его портретам здесь подчеркнута роль руки, по-новому передается
настроение и духовный мир портретируемого лица. Эти достижения
венецианской живописи несомненно связаны с искусством Джорджоне, с
характерным в его картинах напряжением, передаваемым
противонаправленными движениями головы и рук. В пользу Джорджоне говорит
также тонкий колорит, неяркая тональность и нежный - насколько это можно
сегодня установить - цвет лица изображенного. Больше всего этот портрет
напоминает зрелое произведение Джорджоне, так называемое "Col tempo" -
портрет пожилой женщины (по преданию, матери художника). На обоих
портретах фигурирует тот же парапет на переднем плане, то же движение поднятой к груди руки, тот же поворот
тела.
|