САНКИ
Интересно, какое самое древнее изобретение человечества? Быть может, колесо? А вот
некоторые учёные считают, что самое первое изобретение - это санки. И
действительно, устройство саней проще колеса. Достаточно привязать два
передних конца жердей к какому-нибудь тягловому животному - и сани-волокуши готовы. Под полозьями слой снега или льда
подтаивает от трения, в результате чего и возникает эффект скольжения. Наши
предки оценили удобство саней и использовали их в самых разных
целях. За прошедшие тысячелетия было изобретено
множество видов саней. Например, нарты - это сани с полозьями, а тобоган -
без полозьев. Существовали даже жилища на нартах - "нартяной чум". Лёгкий
каркас устанавливали на полозья и обтягивали шкурами и парусиной. В таких
подвижных жилищах имелись и окна, и дверь, а внутри их грела
печка. У китайского императора были закрытые сани,
причём такие вместительные, что их приходилось тащить восьми слу-
гам. Конечно, сани - это и любимое средство
развлечения детей и взрослых. Ещё в XVIII веке пользовались популярностью
сани с парусом - на них совершали прогулки по ледяным
озёрам. Россия, как известно, страна снежная, так что в
допетровские времена сани были наиболее распространённым средством передвижения даже в летнее время. Например, в болотистых и лесистых местах
Архангельской, Вологодской и Костромской губерний сани употреблялись
летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях
считалась более почётной, чем на колёсах, поэтому духовенство в
торжественных случаях выезжало именно на санях. В то время сани внешне
были похожи на лодку с загнутыми спереди и сзади краями. В такие сани
запрягали одну лошадь, на которую садился кучер. Сани знатных людей отличались богатым убранством, а царские сани стоили 200-300 рублей (огромная по
тем временам сумма). Женские сани отличались от
мужских тем, что были более широкими и снабжались жердями, на которые
навешивалось сукно. Таким образом, сани закрывались и с боков и сверху. Во
время свадьбы невесте предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом,
бархатом и роскошными коврами. Также сани
использовались и при похоронах. Первое летописное упоминание об этом
находим в описании похорон Владимира Святославовича около 1015 года. Тело
покойника везли на санях в церковь, а потом ставили в ней на сани. Сани
использовались при похоронах не только славянскими народами, но и финнами,
и западными европейцами. А в Древнем Египте в них перевозили мумии, причём
в стоячем положении. В 1908 году русский инженер А.
С. Кузин придумал первую конструкцию саней с механическим двигателем. На
его модели был установлен авиационный двигатель, и она разгонялась до 70 км в
час. С тех пор многие известные учёные и конструкторы разработали множество
конструкций аэросаней. А. Н. Туполев прославился не
только как создатель пассажирских самолётов ТУ, но и как автор первых саней-амфибий. Эти сани были рассчитаны на 6 человек, и в них можно ездить по
тонкому льду. Даже если лёд проломится, сани не утонут, а останутся на
плаву. Любые сани состоят из двух основных частей:
жёстко соединённых между собой полозьев и сиденья. Но недавно появились
сани не с жёстким, а с упругим соединением. Если на таких санях привстать, то
они подпрыгнут, что не только добавляет острых и весёлых ощущений, но и
удобства при езде. В Германии популярны санки
"юмбо". Они сделаны из лёгкого синтетического материала, который нужно
надувать. Такие санки устойчивы и скользят по любому снегу. Помимо этого,
эти санки смягчают удары при столкновении, а в сложенном виде, даже вместе с
насосом, их можно переносить в небольшой сумке. А
ещё есть санки с сиденьем, тормозом, рулём, тремя полозьями, и даже санки на
роликах. Когда нет снега, переднюю часть санок приподнимают на веревке, и
они катятся на колесиках. Сейчас сани широко
применяются в сельской местности тех стран, где зима неясная. Популярен и
санный спорт. Ну и конечно же, на них с превеликим удовольствием в зимнюю
пору катается детвора.
|