ОБУВЬ
Однажды американский историк Эрик
Тринакус задался вопросом: когда люди изобрели обувь? Образцов древнейшей
обуви не сохранилось, зато сохранились скелеты живших тогда людей. Эрик
Тринакус проанализировал их строение и обратил внимание на то, что мизинец
человека со временем становился всё слабее, а потом у наших предков и вовсе
начала изменяться форма стопы. Такая деформация могла произойти только из-за постоянного ношения обуви. Из этого учёный сделал вывод, что обувь
появилась в период между средним и поздним палеолитом, то есть 26-30 тысяч
лет назад. По мнению Эрика Тринакуса и других исследователей, первые
ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утеплённых изнутри сухой травой.
Известно также, что в
Древнем Египте носили сандалии из пальмовых листьев или папируса. На ногах
они удерживались посредством кожаных ремешков, которые украшали
изысканными рисунками и драгоценными камнями. Но носить обувь в то время
имела право только элита. Что же касается простого люда и воинов, то они
ходили босиком.
Изображения башмаков с высоко
загнутыми носками были найдены на каменных стелах хурритско-хеттской
культуры III-II тысячелетий до н. э. Такую модель шили из одного куска кожи.
Впоследствии ношение богато украшенных сапог с причудливой формой носка
становится привилегией господствующего класса.
К
сожалению, до наших дней не дожила сама обувь наших предков, но зато
сохранились древние кувшины и кубки, выполненные в форме обуви, удивительно схожие с моделями современной. Это, например, "сапожки", обнаруженные
на осушенной территории озера Севан в Лчашенских грунтовых погребениях,
относящихся к концу первой половины II тысячелетия до н. э. Другой сосуд в
виде ботинка типа мокасин со слегка приподнятой носочной частью датируется
ХП-Х вв. до н. э.
Народности, населяющие территорию
Армянского нагорья, еще во II тысячелетии до н. э. в совершенстве владели
сапожным ремеслом. Воины их "камнеходных" полков были обуты в сапоги с
высокими, туго прилегающими голенищами на подошве с шипами.
Впоследствии обувь на такой подошве получила широкое распространение у
населения других горных районов.
А в IX в. до н. э. на
территории Армянского нагорья образовалось могущественное государство
Урарту. Урартские сапожники стремились сделать обувь не только изящной, но
и удобной. На глиняных кубках-сапожках VIII-VII вв. до н. э. видны детали
сапога: отрезные носки, перед и задник, узорные строчки и шнуровка. Греческий
военачальник и историк V века до н. э. Ксенофонт пишет, что из целого куска
шкуры быка, буйвола, козла или свиньи обитатели Армянского нагорья шили
мягкие туфли-трэхи, которые с помощью ремней стягивались вокруг ноги. Такие
же туфли известны и среди славянских народов.
С
давних пор народы Закавказья почитали обувь как священную вещь. Согласно
древним народным сказаниям, "нога и обувь" придавали человеку силу, быстроту и ловкость. Поэтому в форме ноги или сапога делали сосуды, украшения,
подвески, подставки для светильников. Этим предметам поклонялись. В
погребениях П тысячелетия до н. э. среди прочего инвентаря археологи нашли
скульптурные изображения человеческой ноги как в обуви, так и без неё.
Известно, что обувь была символом могущества, верховной власти. Обычно на
красочных миниатюрах армянских рукописей царь и члены его семьи
изображались в красной обуви. Только царь мог преподнести своему
приближенному в качестве высшей награды и милостиво разрешить носить
какую-либо часть своего царского одеяния (сапоги и
пр.).
В трудах армянского историка Мовсеса Хоренаци
(V в. н. э.) имеется такая запись: "Арташес I (189-160 гг. до н. э.), получив
царскую власть, жалует также Аргаму, мужу храброму и знаменитому, обещанное второе место, также венец, усыпанный яхонтами, пару серёг для ушей,
красную обувь для одной ноги, право есть золотой ложкой и вилкой и пить из
золотых чаш. Такие же милости он оказывает и кормильцу своему Сумбату,
кроме пары серег и красной обуви".
В последующие
столетия в сапожном ремесле произошло разделение труда с учётом видов
обуви. Одни мастера специализировались на пошиве только мужской обуви,
другие - женской, одни шили сапоги, другие - башмаки или
туфли.
В начале XX века русских башмачников звали
не иначе, как "волчками". Дело в том, что они работали в малюсеньких
мастерских, в стороне от людей, и выглядели, как одинокие волки. В Москве
больше всего таких "волчков" было в Марьиной
Роще.
В XX веке обувь все точнее стала повторять
очертания стопы, а дизайнеры начали экспериментировать с более дешёвыми
материалами, чем кожа. Нынче обувь шьют и из войлока, и из парусины, и из
резины. Помимо крупных механизированных обувных фабрик, действуют
небольшие цеха и участки для пошива высококачественной обуви ручного производства.