ЛАПША БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ
О том,
полезна ли лапша быстрого приготовления, можно долго спорить, так же как и о
свойствах гамбургеров. Одно совершенно точно - она действительно быстро
готовится и очень дешева. Конечно, изобрели ее не во дворце, не для королей и
герцогов, а для простых людей.
Изобретатель этой
лапши Момофуку Андо прожил тяжёлую, тревожную жизнь. Родился он в
1910 году в оккупированном Японией Тайване. Ещё в детстве он остался
сиротой, а в 12 лет уехал в Осаку, где вскоре начал собственный бизнес.
Правда, ни о какой лапше он тогда и не думал. Поначалу дела шли неплохо, но
вместе со Второй мировой войной пришёл спад в экономике. Чтобы как-то
свести концы с концами, Андо попытался уклониться от уплаты налогов. Его
приговорили к тюремному заключению, а его компания
обанкротилась.
И в тюрьме, и потом, уже выйдя на свободу, Андо часто голодал. Да не он один - во всей Японии, проигравшей войну,
царил голод. Андо не отчаялся и смог основать небольшую компанию по
производству соли.
В то же время он обратил
внимание, что японское министерство здравоохранения чуть ли не заставляет
людей есть хлеб из американской пшеницы, полученной в качестве
гуманитарной помощи.
Для японцев гораздо более
привычным блюдом была лапша, но проблема заключалась в том, что мощности
японских пищевых компаний не хватало для того, чтобы обеспечить этим
продуктом всю страну. Вот в этом Андо и увидел возможность расширить свой
бизнес. Он начал экспериментировать и в 1958 году наконец организовал
компанию Nissin Food Products Со. Первая лапша называлась Chiken Ramen (со
вкусом курицы).
Надо сказать, что вначале лапша
быстрого приготовления рекламировалась как дорогостоящий, эксклюзивный
продукт и стоила в 6 раз дороже, чем традиционная лапша. Тем не менее
новинка хорошо продавалась, и в 1971 году разбогатевшая компания Nissin
представила ещё одно новшество: лапшу быстрого приготовления в чашке из
пенопласта ("Cup Noodle"). Удобство заключалось в том, что продукт можно
было готовить прямо в этой чашке, без дополнительной посуды. Чуть позже в
лапшу стали добавлять сушёные овощи и другие пищевые компоненты.
Вследствие этого лапша трансформировалась в практически полноценный
суп.
В 2000 году в Японии проходил опрос общественного мнения. Жители Страны восходящего солнца назвали лапшу
быстрого приготовления своим главным изобретением XX века. На втором месте
оказалось караоке, а компакт-диск занял пятое
место.
Но все же первое место по потреблению лапши
быстрого приготовления занимает не Япония, а Индонезия. Каждый житель этой
страны в среднем потребляет 50 пачек в год (в Японии - 42 пачки, а в Китае -
21 пачку).
Сейчас лапша быстрого приготовления
является одним из самых дешёвых продуктов в мире. Например, в США пакет
такой лапши стоит всего 10 центов.