ВОЗДУШНЫЙ ШАР
Древнегреческая легенда об Икаре свидетельствует о том, что людям всегда хотелось
уподобиться птицам, подняться в небо, выше облаков. Прежде чем были
созданы самолёты, люди изобрели воздушный шар. Многим известны имена
братьев Монгольфье - Этьена и Жозефа. Именно они весной 1783 года
на фабрике своего отца - бумажного фабриканта - создали бумажный шар и
наполнили его дымом от горящих соломы и шерсти. Диаметр шара составлял
3,5 метра, а к его нижней части была прикреплена корзина, в которой
находились петух, овца и утка. Историческое событие случилось 19 сентября
1783 года. В Версале (под Парижем) шар поднялся в воздух, унося своих
необычных пассажиров. За полётом наблюдал король Людовик XVI. Шар
преодолел 4 километра за 10 минут. Братья Монгольфье были названы
выдающимися изобретателями, но... всего за три недели до этого
знаменательного события в воздух поднялся шар из шёлковой ткани,
пропитанной раствором каучука в скипидаре. Шар этот был заполнен не дымом,
а водородом, поэтому его объём был в три раза меньше, нежели шар братьев
Монгольфье. Имя его изобретателя не известно широкой общественности, хотя
он заслужил славы. Им был французский физик Жак-Александр Шарль (1746-1823). Его шар поднялся на значительную высоту, но там лопнул из-за
расширения водорода, поэтому этот опыт не был признан удачным. К тому же
оболочка шара упала в окрестностях Парижа, где страшно перепугала крестьян.
Откуда им было знать, что это воздушный шар, а не порождение дьявола? Во
главе с местным священником они уничтожили остатки изобретения Шарля.
Именно Шарль создал многое, чем впоследствии воспользовались
воздухоплаватели, как-то: способы управления воздушным шаром, балласт для
дальности полёта и якорь для посадки.
Однако ещё
раньше, а именно в августе 1709 года, живший в Португалии бразилец
Барталамео Лоренцо продемонстрировал высшей знати воздухоплавательный
аппарат. Это была яйцеобразная оболочка с подвешенной под ней маленькой
жаровней. Она поднялась всего на 4 метра. Нет сведения о том, продолжил ли
Лоренцо свои изыскания, но именно его можно назвать первопроходцем в этой
области.
Так или иначе, воздушные шары конца XVIII
века назывались монгольфьерами. Спустя год после памятного полёта петуха,
овцы и утки жившая в Лионе госпожа Тибль доказала, что летать умеют и женщины. В присутствии шведского короля Густава III она поднялась на высоту
2700 метров и продержалась в воздухе 142 минуты. Случилось это 25 сентября
1784 года.
У монгольфьеров было два существенных
недостатка: необходимость брать на борт большое количество топлива и опасность возникновения пожара в воздухе. Вот поэтому появились шары, наполняемые водородом, - шарльеры, названные в честь уже упомянутого Жака
Шарля.
Общее название летающих шаров - аэростаты, и именно такое название широко использовалось во время Второй мировой
войны. Аэростаты характерной вытянутой формы широко применялись при
защите различных стратегических объектов от нападения с воздуха. Защита
строилась на столкновении вражеских самолётов с тросами, оболочками или
подвешенными на тросах зарядами взрывчатого вещества. Самолёты противника
вынуждены были летать на большей высоте, и это затрудняло прицельное
бомбометание.
Но во второй половине XX века появляются новые лёгкие и огнестойкие материалы. Монгольфьеры вновь становятся
популярными. Был создан новый вид монгольфьеров - солнечный. Разница в
температуре между воздухом в оболочке и окружающей средой составляет
около 30 градусов. Такие шары могут летать только в солнечную погоду, а
объём оболочки в 2-3 раза больше, чем у
обыкновенных.
С появлением воздушных шаров возникли новые соревнования, а также воздушные праздники. В соревнованиях
задача участников заключается в том, чтобы как можно точнее провести шар в
заданную точку. Праздники представляют собой яркое, незабываемое зрелище
- в воздух одновременно поднимаются десятки, сотни, а на крупных
мероприятиях тысячи монгольфьеров разных форм и
цветов.