ВЕЛОСИПЕД
Многие люди любят скорость, а для некоторых просто необходимо
быстро передвигаться. В Древнем мире существовала профессия скорохода,
которая была весьма почётной. Но не всякий мог быть скороходом, да и лошадь
не каждому была по карману. Человеку предстояло научиться передвигаться
быстро, легко и без посторонней помощи.
Посмотрите
на велосипед: он состоит из многих деталей, и изобрели его не сразу. Сначала
придумали самокат. В начале XVII века в Европе можно было встретить
взрослых серьёзных ездоков на самокатах. Называлось такое средство
передвижения не самокатом, а "селерифером", что в переводе значит
"быстроход". У этого быстрохода была примитивная и неудобная конструкция.
Выглядел он, как брус на двух колёсах, - переднем и заднем. Ездок
отталкивался ногами от земли, а затем становился на брус. Некоторое время он
ехал по инерции, балансируя, чтобы не упасть.
На
протяжении XVII и XVIII веков любителям быстрого передвижения приходилось кататься на этих несовершенных быстроходах. История умалчивает,
сколько было расквашено носов, но зато достоверно известно, что в 1814 году
немецкий изобретатель барон Драйс фон Зауербронн решил усовершенствовать
свой быстроход. Сам он носил звание княжеского лесничего и, по-видимому,
частенько падал на извилистых лесных дорожках. Он снабдил брус седлом, а
также ввёл такое важное усовершенствование, как руль над передним
колесом.
В 1815 году Драйс приехал на своём
изобретении в Вену, где тогда проходил Венский конгресс. Однако на солидных
учёных мужей вид Драйса на самокате произвёл удручающее впечатление. Ожидаемой награды он не получил, зато был обвинён в легкомыслии и лишён звания
княжеского лесничего.
Впрочем, впоследствии
справедливость всё же восторжествовала, и Драйс получил должность
профессора механики вместе с десятилетним патентом на своё изобретение.
Конечно, "беговые машины" Драйса были далеки от совершенства, но всё же
они демонстрировали неплохую скорость. В 1817 году отставной лесничий на
спор за четыре часа преодолел расстояние в 170 километров. К слову сказать,
почтовый дилижанс тратил на такую поездку в четыре раза больше
времени.
Вначале изобретение Драйса называлось
"дрезиной", что буквально переводится как "беговая машина". Но в 1818 году
француз Динер приобрёл патент на изготовление "дрезины" в своей стране и
придумал новое, всем нам знакомое название "велосипед". Образовано оно из
двух латинских слов: "velox" - "быстрый" и "pedis" - "нога"; то есть
дословно велосипед переводится как
"быстроногий".
Вскоре в европейских странах началось
массовое увлечение этой новинкой. Щеголи и франты из высшего общества не
считали для себя зазорным погонять на велосипедах по улицам, а также
демонстрировали своё мастерство на специальных площадках. Но мода
капризна, и уже в конце 20-х годов XIX века первый велосипедный бум пошёл
на спад.
Но оставим на время Европу и перенесёмся в
Россию. Как обстояли дела с велосипедным изобретательством здесь?
Оказывается, ещё в 1752 году в сенат был подан проект "самобеглой коляски".
Автором его оказался некий Леонтий Шамшуренков, который в то время сидел в
казанском остроге. Под свой проект он получил свободу и "кормовых денег по
10 копеек на день". Этот самородок создал нечто среднее между велосипедом и
автомобилем на мускульном ходу. Однако его изобретение не прижилось, так
как для перевозок и путешествий люди предпочитали использовать
лошадей.
Ещё одним русским изобретателем велосипеда
называют крепостного мастера Ефима Артамонова. Он занимался слесарным
делом на заводе в Верхнетурье под Пермью, где и изготовил самодвижущуюся
коляску. Оставив завод, он поехал на своём изобретении сначала в Екатеринбург, затем в Петербург, а оттуда - в Москву. В Москву он попал 19 сентября
1801 года, как раз в день коронации Александра I. То есть это произошло за 14
лет до знаменитой поездки немца Драйса в Вену! Государь подивился на чудо-машину и даровал Ефиму вольную, однако по возвращении в родное
Верхнетурье мастера всё равно били кнутом за отлучку, а его изобретение с
характерной русской безалаберностью нигде не было запатентовано. Сам же
велосипед Артамонова был присоединён к царской коллекции редкостей и
вскоре забыт.
А в Европе изобретатели продолжали
свою работу, и в 1845 году немец Милиус установил педали на переднем колесе
велосипеда. Отныне ездокам уже не надо было отталкиваться ногами от земли. В
1867 году появились первые велосипеды с очень лёгкими колёсами с
проволочными спицами. До этого велосипеды делали из дерева, что, конечно,
усложняло ездокам жизнь. Спустя ещё два года публике были представлены
велосипеды с металлической рамой, а во Франции началось их фабричное
производство. В то же время были придуманы велосипедные шины из каучука, а
французский фабрикант Сюрирей ввёл в конструкцию шарикоподшипники.
Англичанин Лоусон добавил цепную передачу от педалей на задние колёса.
После этого скорость велосипедов возросла настолько, что они могли
соревноваться с верховой лошадью.
В 1869 году была
проведена первая велосипедная гонка по маршруту Париж - Руан. Победителем
оказался англичанин Мур при средней скорости около 11 км/час. Нынче средняя
скорость гонщиков - 45-47 км/час, а на финише они разгоняются до 65 км. На
первых современных Олимпийских играх в 1896 году в шоссейной гонке на 100
км участвовало 10 смельчаков, а до финиша докатились только
двое
В 1885 году дублинский ветеринар Данлоп с
помощью полотняной ленты прикрепил к велосипедному ободу пневматические
шины из гуттаперчевого шланга. Он же придумал и клапан, позволявший легко и
быстро накачать колесо, но не выпускавший воздух наружу. Всё это он сделал
для 12-летнего сына, не рассчитывая на широкую известность своего
изобретения. Мальчик просто ездил на велосипеде и не привлекал чьего-либо
внимания. Так продолжалось до тех пор, пока заезжий коммивояжёр, поражённый легкостью хода велосипеда, не оценил его по достоинству и не указал
изобретателю на ценность его находки. Только в 1888 году Данлоп оформил патент и наладил промышленное производство пневматических шин, которые
вскоре распространились по всему свету.
Забавными
кажутся велосипеды XIX века с громадными передними колёсами. Делали их
такими для увеличения скорости, и их ездокам было не до смеха. Ведь езда на
громоздких конструкциях была сопряжена с риском для здоровья. Но после того
как была изобретена цепная передача, велосипеды приобрели привычный всем
нам вид.
В 1898 году придумали педальные тормоза и
механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед
катится сам. В то же время изобрели и ручные
тормоза.
В 2005 году по итогам опроса общественного
мнения в Великобритании, велосипед был признан величайшим техническим
изобретением с 1800 года.
Ныне велосипед - самое
распространённое транспортное средство. Во всём мире используется более
миллиарда велосипедов. Правительства некоторых стран, обеспокоенные
неблагоприятной экологической обстановкой в городах, призывают граждан по
возможности пользоваться не машинами, а велосипедами. В некоторых странах,
например в Дании, Швеции, существуют специальные дорожки для велосипедистов. И правда - чем велосипедисты хуже обычных пешеходов, для
которых придумали тротуары?